Мошенники, которые действуют под видом брокеров, они звонят гражданам и предлагают открыть, а затем пополнить инвестиционный счёт. При этом обещают очень высокие доходы. Можно ли сразу отличить брокера от мошенника и можно ли вернуть деньги, если их уже перечислили.
Схемы мошенников
Вам звонят и предлагают популярную сейчас услугу — открытие брокерского счёта. При проявлении интереса предлагают установить поддельное приложение, которое очень похоже на банковское.
Важно знать: в программе всё так настроено, что кроме как на счёт мошенника, деньги никуда перевести нельзя. И вы рискуете своими сбережениями на всех счетах, не только на карте.
Не стоит вестись на обещания сверхприбылей и скорого обогащения. Фондовый рынок всегда несёт риски.
Как отличить брокера от мошенника
Если вам звонят и предлагают открыть брокерский счёт, главное — не торопиться.
После звонка нужно зайти на сайт брокера, изучить его. Найти компанию в реестре Центробанка. Список опубликован на сайте регулятора. Если вы не увидели там компанию, значит, она не имеет права предоставлять брокерские услуги на бирже,
Нельзя открывать брокерский счёт по ссылкам, которые вам присылают. Лучше сходить в офис брокера или банка. Или открыть счёт на официальном сайте компании. Прежде чем стать инвестором, изучите информацию как устроен фондовый рынок и с чего начать инвестору, например на сайте Московской биржи.
Можно ли вернуть деньги
Вернуть деньги в случае с псевоброкерами непросто, поскольку пострадавший переводит средства добровольно.
Один из реальных способов – это чарджбэк, процедура возврата.
Вы пишите заявление в свой банк, и если «брокер» не сможет доказать свою правоту, то деньги списываются со его счета, а сам он попадает в список мошенников. Но если перевод вы сделали с подтверждением кода через СМС, то такой вариант вам не подходит. Банк откажет в возврате. Поэтому будьте внимательны и проверяйте всю информацию, прежде, чем отправить деньги.
Алгоритм возврата денег
- Написать заявление в свой банк на чарджбэк.
- Зафиксировать нарушения: сохранить аудиозаписи телефонных переговоров по возврату денег; нотариально заверить скриншоты балансов и всей переписки — пока брокер их не удалил.
- Отправить псевдоброкеру письменную претензию и уведомление о расторжении договора.
- Взять выписку из своего банка о платеже, запросить данные о том, куда деньги были зачислены.
- Направить заявления о возбуждении уголовного дела в полицию и следственный комитет. Если откажут — пожаловаться в прокуратуру.
- Направить в банк, в котором обслуживается мошенник (банк-эквайер), заявление о блокировке счёта получателя и возврате средств.
- Пожаловаться в Центробанк и Роспотребнадзор.
- Привлечь общественное внимание: оставить комментарии на сервисах с отзывами. Написать жалобу в Ассоциацию российских банков.
Важно следить за ответами на все жалобы и оспаривать отказы принять дело к рассмотрению. Делать это можно самостоятельно или с юристом.
Информацию подготовила Чижова С.Ю., Председатель ОО ЯО «Облпотреб»